Среда, 29.01.2025, 04:10
Live and Learn!
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Образовательные технологии [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Современная образовательная среда

Создание современной образовательной среды.

Зам. директора по НМР МБОУ

«Кизнерская средняя школа №1» Кощеева О.А.

Впервые войдя в незнакомый дом, мы многое узнаем о людях, в нем живущих. Ведь среда, которую обитатели годами обустраивали под свои вкусы, интересы, предпочтения, жизненную философию – это своеобразный портрет хозяев. А что же школа? В современном мире школа является организацией с определенно заданными задачами и функциями.  Но при этом  у каждой школы есть свое лицо, своя неповторимая атмосфера, каждая школа значительно отличается от другой способами организации деятельности, средствами решения поставленных задач. В каждой школе формируется своя образовательная среда.

Так что же это такое? В документах федерального уровня, а именно в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), примерных основных образовательных программах, понятие образовательной среды практически отсутствует. При этом основополагающей целью ФГОС нового поколения всех уровней является создание такой образовательной среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. Понятие «образовательная среда» очень обширно.

  Ясвин Витольд Альбертович предлагает такое определение: образовательная среда – это система усло­вий, влияющих на формирование личности, а также совокупность со­держащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся. 

В современном мире образовательная среда – это и архитектура зданий, и предметно-пространственная организация, и цифровые технологии, и современное оборудование, и навигация, и методическая оснащенность, и характер взаимодействия обучающих и обучаемых, и сообщество сверстников,  и то, насколько в образовательном процессе используются социокультурные ресурсы района, поселка, страны, мира.

Одним из компонентов образовательной среды является пространственно-предметная среда.  В настоящее время в стране, да и у нас в районе было построено много новых школ, которые соответствуют современным требованиям. При этом в стране начали появляться такие школы, которые в своих архитектурных решениях совершенно не соответствуют нашим традиционным представлениям (например, традиционные бетонные стены заменяются прочными стеклянными перегородками, создаются обустроенные рекреационные зоны, даже мебель выходит за рамки традиций). Все это делается для повышения комфортности и эффективности образовательной среды. Но таких школ не так много. Большинство зданий появились еще в советские годы. Так неужели это может стать препятствием для создания эффективного образовательного пространства?

В принципе понятно, что стены – не самое главное в школе, но и они играют свою роль. Эстетическое оформление здания, прилегающих территорий, газонов, цветников играют важную воспитательную функцию. Ежегодно в школах, и в частности в Кизнерской школе №1 улучшается материально-техническая база: появляются новые компьютеры, кабинеты оснащаются необходимым оборудованием, появляется новая мебель. Каждый элемент образовательной среды несет в себе ценностную нагрузку: расставьте по-другому в классе парты, поменяйте режим работы в ходе урока, позволяя детям вставать и передвигаться, и это позволит вам сделать шаг к организации нового образовательного пространства.

Немаловажную роль играет методический компонент образовательной среды, который включает в себя вариативность учебных программ; свободу выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения; разнообразие методических обучающих средств, ориентирование на запросы обучающихся и др.  В рамках республиканской  пилотной площадки по раннему введению ФГОС, в 2017 г. наша школа перешла на внедрение федеральных государственных стандартов в средней школе. Согласно запросам детей и родителей были созданы 2 профиля: естественно-научный и универсальный (всего ФГОС среднего общего образования предполагает введение 5 профилей: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального). Предварительно была проведена подготовительная работа.  В рамках профилей десятиклассники изучали предметы на базовом уровне и выбирали от одного до четырех предметов на углубленном уровне, удовлетворяющие индивидуальные интересы обучающих или направленные на подготовку к ЕГЭ.  Всего было сформировано два класса и выделено 6 предметов для изучения на базовом и углубленном (профильном) уровне: математика, русский язык, история, обществознание, химия, биология. На данные уроки учащиеся ходили группами, которые формировались из 2-х классов согласно их запросам. Также обучающиеся могли выбрать для себя элективные курсы: технология проектирования и исследования (индивидуальный проект или исследовательская работа), иностранный язык как средство общения, избранные вопросы математики, информационные технологии, анализ художественного текста.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и отражает коммуникативный компонент образовательной среды. В рамках двухсменного режима работы школы организовать внеурочную деятельность бывает сложно, но возможно. При этом охватываются все направления внеурочной деятельности, которые реализуются в рамках школьной спартакиады, КВНа, киноклуба, классных часов, экскурсий и т.д. В течение двух лет в школе организуется литературная гостиная, которая привлекает большое количество участников и зрителей. Ярким событием в жизни школы стала премьера спектакля «Женитьба» по пьесе Н.В. Гоголя, которую представила на суд зрителей театральная студия под руководством О.Л. Маевой и И.В. Васильевой. Актерами выступили учащиеся 10-11 классов, которые  подарили истинное удовольствие. Помимо яркой игры, ребята сами готовили костюмы, реквизит, декорации, музыкальное сопровождение. И именно здесь мы можем говорить о метапредметности внеурочной деятельности.

Также свой творческий потенциал старшеклассники могут реализовывать, участвуя в различных конкурсах (например, сборная десятых классов успешно выступила в республиканском конкурсе «Этноэксперт»). Участие в различных сообществах (волонтеры, «Утро РСМ», скауты), которые действуют в школе, также являются частью образовательной среды, формируя активную гражданскую позицию.

В июне на базе нашей школы прошла 10-дневная профильная смена «Семь граней Я» для обучающихся 10-х классов. Программа лагерной смены предусматривала несколько направлений деятельности, одним из которых было профориентационное: в ходе экскурсионной деятельности десятиклассники встречались со специалистами разных областей, которые представили сведения о профессиях и специфике труда. Ребята, заинтересованные в получении инженерных профессий посетили Кизнерский РЭС (Российские Энергосети). Учащиеся, которые выбрали для себя профильными предметами химию и биологию встретились со специалистами  Кизнерской Районной больницы, а также съездили в Ижевскую Государственную Медицинскую Академию, где сотрудники учреждения провели обзорную экскурсию. Побывали в музее анатомии человека и ознакомились с лабораторным комплексом регионального центра мониторинга и защиты окружающей среды Министерства природы УР.  Нехватка времени на внеурочные занятия во время учебного процесса, дала возможность в период лагерной смены расширить кругозор учащихся, убедиться в правильности выбранного профиля.

Без трудностей и проблем, конечно, не обходится: детям бывает сложно сориентироваться в выборе профильных предметов, сделать выбор, но если не пробовать, не искать, то невозможно и найти правильного пути.

Еще одним компонентом образовательной среды являются современные информационные технологии; доступ к образовательным ресурсам сети Интернет позволяет каждому ученику при желании и заинтересованности выстроить свою образовательную траекторию (вебинары, дистанционные курсы и т.д.) Оснащенность кабинетов техническими средствами дает возможность построить урок в новом ключе. В настоящее время часто звучит мысль о максимальной компьютеризации образовательного процесса. Но если использовать  по максимуму компьютер на уроке, это не значит, что урок будет хорошим.

Никогда не стоит забывать о личности учителя, который несмотря ни на какие новые веяния является главным ресурсом образовательной среды. Школа не может быть лучше своих учителей. Заинтересованное отношение учителей к своей работе, интерес к своему предмету и желание на самом деле помочь детям учиться, а не просто соблюдать спущенные сверху нормы и директивы; забота о том, чтобы у детей проявилось личностное отношение к своей учебной деятельности, а не только призывы учиться, потому что все дети обязаны учиться; улыбка, с которой учитель входит в класс, лицо, характер – все это является неотъемлемой частью образовательной среды, которую мы с вами создаем ежедневно нашими общими усилиями.

Категория: Мои статьи | Добавил: koscheevaoa (24.01.2020)
Просмотров: 72 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2025
uCoz